Российский рынок электромобилей: вызовы и возможности

Ситуация на российском рынке электромобилей остается крайне неоднозначной. Власти, не имея четкой позиции, то внедряют инициативы по поддержке экологичного транспорта, то вводят новые жесткие нормы, сказывающиеся на развитии сектора. С 1 января 2023 года утилизационный сбор на электромобили возрос до ужасающих 667 400 рублей, что приближается к ставкам на бензиновые авто. Это угнетает спрос: с января по март продали всего 1854 электрических автомобиля, тогда как в 2022 году такой показатель был равен 3844. Однако во втором и третьем кварталах сбыт несколько улучшился, достигнув 2546 и 3586 единиц соответственно. Глядя на продажи, можно задаться вопросом, будут ли они и далее расти? В конце 2022 года удалось достичь уровня 1200 автомобилей в месяц. С данными за 2023 год видно, что в апреле было продано 795 машин, в июле рост достиг 1257, но запасы старых моделей все еще не распроданы. Впереди, вполне вероятно, даже с новыми сборами ожидается продаж на уровне 1000-1200 автомобилей в месяц. Результаты третьего квартала показывают, что Zeekr, несмотря на свое лидерство с 891 проданным автомобилем, теряет долю на рынке, сократившись с 38% до 25%. На втором месте располагается "Москвич", реализовавший 430 автомобилей. Evolute и Amberauto имеют еще более скромные результаты, в то время как Tesla и аналогичные марки также не проявляют ярких успехов. Таким образом, задача предсказать развитие электромобилей в условиях новых утилизационных норм становится все более сложной. Однако и современные новички на рынке, такие как Eonyx М2, могут стать тем новшеством, которое сможет изменить текущий рынок.