Первые шаги БАЗ: новый грузовик на российском рынке
Год назад мы информировали общественность о тяжёлых грузовиках БАЗ, шасси которых разработали специалисты «Романов». Сборка автомобилей начинается на площадке в Шушарах, недалеко от Санкт-Петербурга, ранее предназначенной для выпуска техники MAN. Следует отметить, что проект изначально начинался на Обуховском заводе в составе корпорации «Алмаз-Антей», но для решения гражданских задач было создано новое юридическое лицо — компания «Романов».
Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской всех колёс и возможностью эксплуатации на дорогах общего пользования была одобрена в 2021 году. Январь 2022 года стал временем для начала проектирования, а 2023 год ознаменовался окончанием разработки ходового образца. На данный момент готовится запуск серийного производства, до конца года ожидается начало сборки. На данный момент существуют варианты с шасси 6х6: в планах выпустить седельный тягач, самосвал, бортовую платформу, а также само шасси. Заказчики смогут выбирать между пятью вариантами кабин, в том числе укороченными и длинными, стандартными и высокими, включая версии со спальными местами.
Александр Бредихин, отвечающий за маркетинг в «Романов», а также имеющий большой опыт работы в Автовазе, сообщил, что в течение трёх лет компания планирует выйти на уровень продаж в 2000 автомобилей в год. На 2026 год запланировано производство около 600 машин – эта цифра закреплена в Специальном инвестиционном контракте с Минпромторгом, заключённом 30 апреля 2025 года. Примечательно, что на следующий год уже накоплено больше заявок, чем может быть произведено, а общая ёмкость рынка тяжелых автомобилей 6х6 оценивается в 6 тысяч единиц в год, что соответствует установленному стратегическому плану.
Одну предсерийную машину уже передали в Газпром для проведения опытных испытаний в Ямбурге, расположенном за Полярным кругом. В ближайшие месяцы ожидается поставка ещё одной БАЗ в виде бортовой платформы для использования в Краснодарском крае, а полученный отчёт о результатах станет основанием для участия в тендерах.
В следующем году «Романов» начнет разработку версий 8х8 и 10х10. Бредихин отметил конструктивные преимущества модульной конструкции шасси БАЗ, которая позволяет добавлять оси и повышать унификацию компонентов. Все оси схожи, и для средней оси предусмотрена возможность поворота, несмотря на то, что её блокировка реализована в базовой комплектации. Для модели 8х8 будет предусмотрено поворачивание колёс на второй и четвёртой оси, в зависимости от требований заказчиков.
Теперь обособив внимание на одобрении типа транспортного средства, действующем с 2 ноября, рассмотрим особенности самосвала (модификаций S31A50, S31A51), предназначенного для перевозки сыпучих и навалочных грузов с механизированной разгрузкой. Кабина должна быть каркасно-панельной с откидывающейся вперёд крышкой. Основной каркас выполнен из стали, а панели – из пластика. Расстояние между передней и второй осями может варьироваться от 3800 до 4800 мм, а между второй и третьей – 1500 мм. Ширина колеи колёс лежит в диапазоне 2030 до 2060 мм, а максимально допустимая грузоподъёмность составляет 30 тонн при снаряжённой массе от 17 400 до 19 540 кг, а максимально допустимая нагрузка на каждую ось не должна превышать 10 тонн.
В качестве двигателя используется отечественный дизель ЯМЗ-6531, имеющий 6 цилиндров и рабочий объём 11 122 см³, а его максимальный крутящий момент составляет 1790 Нм при диапазоне 1100–1300 об/мин. Коробка передач — 9-ступенчатая ручная ЯМЗ-1909 с сухим однодисковым сцеплением. Раздаточная коробка имеет повышающую передачу 0,96 и стандартную понижающую 1,520, а главная передача — двойная разнесённая.
Беседуя с Бредихиным, мы также затронули вопрос о возможности отрицательной маржи в случае продажи автомобилей, как это наблюдается на рынке тяжёлых грузовиков в 2025 году. Он указал на то, что любой проект проходит стадии, когда расходы превышают средства, но ожидания относительно востребованности машин высоки. Срок окупаемости составляет менее 10 лет.