Увеличение утилизационного сбора: последствия для рынка

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов разъяснил ситуацию с повышением утилизационного сбора на заседании Государственной Думы, обсуждая необходимость изменений. Он отметил, что в первом полугодии 2025 года более 73% автомобилей были ввезены в Россию физическими лицами с применением сниженной ставки в результате чего возникают серьезные угрозы для новых автопроизводств. Алиханов также пояснил, что повышение утилизационного сбора в прошлом году не отразилось на росте цен, а даже способствовало снижению цен на некоторые модели на 100-150 тыс. рублей. Тем не менее, этот дисбаланс между ценами на машины от дилеров и физлиц увеличивается, создавая условия для "серых" продаж — автомобилей, ввезённых физическими лицами, которые перепродаются официальными дилерами. Министр подчеркнул, что такая ситуация дестимулирует инвестиции от новых игроков, что может привести к закрытию заводов. Кроме того, Alihanov отметил, что утилизационный сбор является важным источником дохода для бюджета, который в текущем году заметно сократился. В результате, неоднократно перерабатывались ассигнования в размере более 234 млрд рублей. Планируемые изменения затронут только небольшую часть авторынка, поскольку 80% автомобилей, в том числе модели до 160 л.с., останутся вне фокуса. Некоторое недовольство населения может стать причиной митинга 11 октября во Владивостоке против повышения ставки утилизационного сбора. Прогнозируется, что обновлённые условия могут значимо подорвать автоимпорт и вызвать негативные последствия для сопутствующих отраслей.