Изменения в утилизационном сборе: обращение ОАР к Минпромторгу
Объединение автопроизводителей России (ОАР) инициировало обращение к федеральному Минпромторгу с призывом пересмотреть методику начисления утилизационного сбора для автомобилей, стремясь устранить проблему «серого» импорта, который осуществляется через оформление транспортных средств на физических лиц. В ОАР представлены такие компании, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ.
Согласно информации от Интерфакс, в обращении, адресованном Алиханову, акцентируется на том, что действующее постановление правительства №1291 от декабря 2013 года больше не отвечает современным требованиям и нуждается в изменениях. Представители автопроизводителей предлагают привязать размер утильсбора к мощности двигателей, а не их рабочему объему, поскольку многие современные машины оснащены компактными, но мощными турбомоторами.
Существующая система утилизационного сбора приводит к тому, что модели из разных ценовых категорий обременяют равной суммой. Например, экономичный седан Changan Alsvin, цена которого составляет 1,85 миллиона рублей и объем двигателя 1,48 литра, подлежит утильсбору в размере 677,4 тыс. рублей, что эквивалентно сбору для модели премиум-класса BMW X3.
Специалисты ОАР отмечают, что действующая система не обеспечивает дифференцированный подход к расчетам утилизационного сбора для разных классов автомобилей. В дополнение к этому они подчеркивают, что действующие льготы для физических лиц негативно влияют на рынок. Текущие ставки для физических лиц значительно ниже, что стало причиной роста «серого» импорта.
Если в 2024 году доля автомобилей, ввезенных физлица, варьировалась от 1 до 50%, то в 2025 году этот показатель поднялся до 50-70%. Это привело к большой концентрации иномарок на рынке, лишенных гарантии и возможностей для сервисного обслуживания. Кроме того, значительная часть доходов от утильсбора уходит в тень, что).